Информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией.
ИС в узком смысле рассматривают как программно-аппаратную систему, предназначенную для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей, обеспечивающую, в соответствии с заложенной в неё логикой обработки, возможность получения, модификации и хранения информации.
В любом случае основной задачей ИС является удовлетворение конкретных информационных потребностей в рамках конкретной предметной области. Современные ИС де-факто немыслимы без использования баз данных и СУБД, поэтому термин «информационная система» на практике сливается по смыслу с термином «система баз данных».
В идеале в рамках предприятия должна функционировать единая корпоративная информационная система, удовлетворяющая все существующие информационные потребности всех сотрудников, служб и подразделений. Однако на практике создание такой всеобъемлющей ИС слишком затруднено или даже невозможно, вследствие чего на предприятии обычно функционируют несколько различных ИС, решающих отдельные группы задач: управление производством, финансово-хозяйственная деятельность и т. д. Часть задач бывает «покрыта» одновременно несколькими ИС, часть задач — вовсе не автоматизирована. Такая ситуация получила название «лоскутной автоматизации» и является довольно типичной для многих предприятий.
Архитектура ИС
По степени распределенности различают:
- настольные, или локальные ИС. Компоненты локальных ИС находятся на одном компьютере.
- распределенные. Компоненты распределенных ИС распределены по нескольким компьютерам.
Распределённые ИС, в свою очередь, разделяют на:
- файл-серверные ИС (ИС с архитектурой «файл-сервер»)
- клиент-серверные ИС (ИС с архитектурой «клиент-сервер»).
В файл-серверных ИС база данных находится на файловом сервере, а СУБД и клиентские приложения находятся на рабочих станциях.
В клиент-серверных ИС база данных и СУБД находятся на сервере, а на рабочих станциях находятся клиентские приложения.
Назначения ИС
Современные предприятия требуют все большей оперативности. В период быстрых изменений на рынке, более короткого цикла обращения продукции и услуг, изменчивости потребительского спроса важна фундаментальность базы для принятия стратегических решений и контроль за их выполнением. Традиционные бумажные носители информации служат явным барьером на пути внедрения передовых технологий управления. В этой связи использование современных методов сбора, обработки, хранения, анализа и представления информации для управленческих решений является одним из важнейших рычагов развития бизнеса.
ИС направлены на автоматизацию какого-либо вида деятельности с целью повышения эффективности этого рода деятельности.
Автоматизация сбора, обработки и хранения информации
До внедрение ИС, сбор и систематизация информации происходит на бумаге в ручном режиме полностью, либо в комбинации с использованием локальных компьютеров и различного универсального офисного ПО, либо с помощью ИС, которую в перспективе планируется списать.
Внедрение ИС позволит автоматизировать и систематизировать процессы ввода, обработки и хранения информации.
Передача информации
Передача информации в рамках компании часто происходит либо в ручном режиме (регулярная почта), либо в ручном режиме с использованием стандартных автоматизированных средств связи (электронная почта, факсимильная связь, формализованные и текстовые сообщения, полученные по специальным каналам связи, и т.д.).
ИС позволит обеспечить автоматизацию передачи информации, хранящуюся в базах данных ИС, между другим пользователям.
Использование клиент-серверной архитектуры ИС обеспечивает централизацию хранения данных. Централизация позволяет хранить данные в одном месте, что исключает дублирование одних и тех же данных внутри одной организации. Клиент-серверная архитектура ИС позволяет разным пользователям получать доступ к одним и тем же данным в рамках своих прав. Здесь, как таковая передача информации от одного пользователя ИС другому, заменена организацией свободного доступа пользователей к информации, введенной другими пользователями в базу данных ИС.
Справочники
В состав ИС можно включить справочники двух типов: первые – носят только справочный характер, а вторые – используются для повышения эффективности работы в ИС – они позволяют автоматизировать ввод повторяющейся информации.
Нормативно-справочная информация - основа большинства информационных систем.
Стадии создания (по ГОСТ 34.601-90):
- формирование требований к АС
- Разработка концепции АС
- Техническое задание
- Эскизный проект
- Технический проект
- Рабочая документация
- Ввод в действие
- Сопровождение АС